План развития кадрового потенциала на 2015-2017 годы

 

                                                                                                                                Утверждена:

                                                                                                                               Заведующий МАДОУ №21

                                                                                                                                ________Т. В. Вяткина

 

 

 

П Р О Г Р А М М А    

«Развитие  кадрового потенциала 

МАДОУ №21 «Сказка»

г. Серов 

 на 2015-2017 годы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серов, 2015

Содержание

 

1.Пояснительная записка……………………………………………………                   3

2. Паспорт………………………………………………………                                        4

3. Информационная справка о ДОУ на 1.01.2015 г. …………………………………    5

4.Мероприятия  …………………………..                                                                         10

5.Риски …………………………………………                                                                14

6.Ожидаемые результаты…………………………………………… …………………...15

7.Приложения…………………………………………… …………………...

   Перспективный график аттестации педагогических работников и                        18

   Перспективный план повышения квалификации педагогических работников

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

     В условиях обновления содержания образования возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность воспитателя.

   Актуальность проблем обновления образования требует от воспитателей и других специалистов повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной деятельности.

  Проблемы обновления образования объясняются стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой.

  Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий   традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем педагогической деятельности; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования,  умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической деятельности.

      Условием успешной социализации воспитанников ДОУ является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы ДОУ акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности воспитателя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности встаёт развитие профессионального самосознания педагога и определение путей и средств его профессионального саморазвития.

         Программа кадрового потенциала МАДОУ №21 «Сказка» г. Серова (далее - Программа) является документом, позволяющий педагогам муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (вместе с филиалом – детским садом №26 «Росточек») повышать квалификационный уровень педагогов, уровень компетенции и творческой инициативы.

         Программа направлена на создание условий развития кадрового потенциала в ДОУ открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Паспорт программы.

Характеристики  программы

 

Цель:

  • закрепление устойчивой динамики развития образовательного учреждения;
  • повышение престижа образовательного учреждения,  достижение высокого уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности детей и их родителей.

 

 

Задачи:

• создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры работников ДОУ;

• методическое сопровождение педагогических работников в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;

• обеспечение ДОУ квалифицированными кадрами;

• совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения;

• освоение современных педагогических и воспитательных технологий и методик (информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных, системно-деятельностного подхода и т. д.);

• мотивация педагогических кадров, направленных на повышение качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• создание системы стимулирования  деятельности педагогов ДОУ;

• создание условий в учреждении для внутрисистемного повышения квалификации педагогов и непрерывного образования педагогических кадров.

 

Нормативно - правовая база

 

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции национальной образовательной политики в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства образования и науки России от 3 августа 2006 года № 2010;
  • Пакет документов,  необходимых  для  функционирования Учреждения: Устав ДОУ, Лицензия на право ведения образовательной деятельности (бессрочно)
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н) Ссылка на документ…
  • -Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2010 N 921н)

 

 

Период и этапы реализации

1этап   подготовительный - 2015 год

2 этап – основной   2016 год

3 этап -заключительный    - 2017 год

 

 

 

 

Финансирование

  • областной  бюджет;
  • муниципальный бюджет;
  • внебюджет Учреждения;
  • финансовые средства  от приносящей доход деятельности;

спонсорская помощь

 

 

3.  Информационная справка МАДОУ №21 «Сказка» (с филиалом – детским садом №26 «Росточек»).

На 1.01.2015 г. образовательный процесс в детском саду обеспечивают 35 сотрудников, в том числе  25 воспитателей, специалисты: старший воспитатель, педагог-психолог,   3 инструктора по физической культуре,  3 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда.

Состав педагогов различен по уровню образования:

наименование показателей

всего

 из педагогического персонала имеют образование:

высшее

профессио-

нальное

из них педагогическое

среднее

профессио-

нальное

из них педагогическое

 

педагогический  персонал- всего

35

12

10

23

23

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

25

6

4

19

19

 

старшие воспитатели

1

 

 

1

1

 

 

музыкальные руководители

3

2

2

1

1

 

 

инструкторы по физической

культуре

3

1

1

2

2

 

учителя-логопеды

2

2

2

 

 

 

 

педагоги-психологи

1

1

1

 

 

 

 

-  по возрасту:

- по педагогическому стажу:

 

_ по квалификационным категориям:

 

 

 

Из данных приведенных выше можно сделать вывод о том, что кадровый состав нуждается в омоложении и увеличении числа квалифицированных педагогов.

           Сильные стороны кадровой системы учреждения:

- стабильный коллектив;

- 100% обеспеченность кадрами (воспитатели, узкие специалисты, вспомогательный персонал);

- 84% педагогов имеют квалификационную категорию или соответствуют занимаемой должности;

-Средний возраст педагогов и административной команды 43 года;

-наличие профессиональных педагогов, способных работать по углубленным программам;

-  12 педагогов (34 % ) работают в ДОУ больше 15 лет, что говорит о сохранности контингента;

- наличие многолетних педагогических «тандемов», в которых воспитатели работают наиболее эффективно.

Слабые стороны кадровой системы:

- четко проявляется тенденция увеличения возрастного ценза педагогического коллектива;

- высокий процент вновь приходящих специалистов, не успевающих проработать достаточное количество времени и уходящих либо в декретные отпуска, либо увольняющихся, либо меняющих профессию;

- женский коллектив;

-«Стажисты» трудно воспринимают инновационные идеи, более подвержены «эмоциональному выгоранию» и стрессу.

 

Проблемы и противоречия:

Проблемы:

1.   Проблема старения педагогических кадров;

2.   Текучесть среди молодых специалистов;

3.   Снижение активности педагогов в творческой деятельности.

Противоречия:

1.       Между необходимостью организации методической работы в ДОУ как целостной, основанной на достижениях психолого-педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом и существующими сегодня не достаточно эффективными механизмами для выстраивания методической системы в ДОУ.

2.      Между необходимостью использования, внедрения новых педагогических и инновационных технологий, их элементов в учебный процесс ДОУ для повышения эффективности, результативности, качества образования и отсутствием механизмов их внедрения.

3.    Между необходимостью включения коллектива ДОУ в инновационные процессы и отсутствием эффективных методов стимулирования педагогов для вовлечения их в инновации.

Было выявлено, что основными причинами является:

·     сниженная мотивация у педагогического коллектива,

·     не  в полной мере ведется в системе работа по реализации тем по самообразованию,

·    не в достаточной мере используется передовой педагогический опыт, накопленный педагогами ДОУ,

              Пути решения проблемы:

1.     Создание комфортных условий труда для удержания молодых специалистов в ДОУ. Организация профессиональной переподготовки и курсовой подготовки педагогов.

2.     Привлечение педагогов, владеющих профессиональным мастерством в работу методических объединений, конкурсов профессионального мастерства  и творческих групп. Организовать работу по обобщению и передаче педагогического опыта на тематических семинарах и консультациях, посещение открытых мероприятий с той же целью. Привлекать педагогов ДОУ к методической работе и активизировать их потенциал для повышения качества образования.

 

 

 

 


 

        Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогов ДОУ. 

         Увеличилось  количество неаттестованных  педагогов, что связано с выходом педагогов из отпуска по уходу за ребёнком началом работы молодых специалистов, для которых необходимо «наработать»  опыт и стаж для прохождения аттестации. Появилась тенденция к аттестации педагогов на соответствие занимаемо должности (недавно работающие, молодые специалисты, педагоги пенсионного возраста). Таким образом, теряется категорийность педагогов, но увеличивается количество педагогов, аттестованных на соответствие занимаемой должности.

        Вся деятельность ДОУ  по достижению положительных результатов направлена на построение единого пространства развития  всех субъектов: детей, педагогов, родителей.

        Важной задачей на протяжении многих лет являлась  задача охраны жизни и здоровья детей, их физическое развитии, т. к. приоритетным видом деятельности является физическое развитие детей. Деятельность оздоровительно-медицинской службы (врача, медицинских сестер) направлена  на обеспечение физического и психического развития  детей и снижение заболеваемости. 

        Для психологического здоровья детей главным моментом является адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Педагог - психолог уделяет большое внимание наблюдению за эмоциональным состоянием и поведением детей в период их адаптации к условиям детского сада, отслеживает уровень психологической готовности к школьному обучению.

ДОУ реализует основную общеобразовательную программу, которая направлена на развитие ребенка по реализации 5 областей: 

  • Физическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие.

 

Ежегодно воспитатели всех возрастных групп отслеживают результаты освоения детьми основных разделов программы. Педагоги осуществляют тесное взаимодействие со специалистами ДОУ: педагогом-психологом, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, учителями-логопедами.

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и развитию детей в тесном контакте с семьей. В рамках этой деятельности: проводятся анкетирование и опросы родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи, действует родительский комитет; родители принимают активное участие в конкурсном движении; проводятся общие и групповые родительские собрания; ведется консультирование родителей.

С целью повышения результативности работы в учреждении проводятся семинары, педсоветы, семинары-практикумы, деловые игры, дискуссионные столы, консультации, решение проблемных задач и практических ситуаций. 

 

 

4.  Этапы реализации Программы:

 

Этапы

Цель

1этап   подготовительный

2015 год

  • Формирование нормативной правовой базы ДОУ
  • Создание условий для инновационной деятельности.
  • Изучение потребностей родителей и возможностей педагогического коллектива  для организации дополнительного образования.
  • Ознакомление с новыми педагогическими технологиями.
  • Определение направлений инновационной деятельности.
  • Создание творческой  группы с целью разработки плана реализации Программы.

2 этап – основной

2016 год

  • Реализация системы мероприятий Программы.
  • Отслеживание результатов.
  • Корректировка деятельности.

3 этап -заключительный    

 2017 год

 

 

  • Подведение итогов реализации программы.
  • Открытие на базе учреждения сети дополнительных образовательных услуг на платной и бесплатной основах для детей посещающих ДОУ.
  • Разработка методических рекомендаций по созданным программам.
  • Создание мониторинговой системы.

 

В рамках реализации программы, перед нами стоит цель повышения квалификации сотрудников ДОУ и уровня педагогического мастерства. В связи с вышеизложенным, запланировано прохождение педагогами курсов повышения квалификации каждые три года, аттестация педагогов.

4. Мероприятия по повышению потенциала педагогических работников 

Кадровая политика

 

Цели

Задачи

скр                 сроки выполнения

1.Разработать и утвердить   Кадровую политику ДОУ.

1.Привести в соответствие с Кадровой политикой локальные акты, регламентирующие взаимоотношения с персоналом.

2015

2015

Управление составом персонала

2.Добиться 100% обеспеченности квалифицированными педагогическими кадрами.

 

 

 

 

3.Удержать долю сотрудников в возрасте от 35-45 лет на уровне 54% от общей численности персонала.

4.Стимулировать удержание  молодых специалистов в ДОУ.

2.Составить перспективный план обеспечения квалифицированными воспитателями всех возрастных групп.

3.Обеспечить поддержание имиджа педагога. Организовать самопрезентацию воспитателей.

4. Создать условия педагогам-стажистам по внедрению в их педагогическую деятельность современных требований и стандартов, сохраняя тем самым кадровый баланс.

 

2015-2017

Учет персонала и трудовые отношения.

5.Приведение процедур работы с персоналом в соответствии с законодательством.

6.Автоматизация учетных функций и кадрового делопроизводства

5.Модернизировать правила внутреннего трудового распорядка.

6.Систематически обновлять компьютерную базу данных.

 

2015-2017

Организация оценки персонала

1.Разработать положение о внутреннем мониторинге качества образования.

 Задачи:

·        разработка системы критериев оценки труда педагогов

·        выявление успешных сотрудников;

·        выявление сотрудников, нуждающихся в методической и психологической поддержке;

2. Аттестация педагогических кадров 

1.Продолжить системное внедрение оценки педагогических кадров (педагогический мониторинг).

2.Провести обучение руководящего кадрового блока современным технологиям оценки персонала.

 

 

 

 

Стимулирование педагогического персонала к повышению требований к себе, создание имиджа педагога,  уход от аттестации на соответствие занимаемой должности в сторону аттестации на первую и высшую кв. категорию.

 

2015-2017

Обучение персонала

2015-2017

1.Обеспечить рост профессионализма педагогов.

2.Разработать комплексную программу обучения педагогических кадров в соответствии с кадровой политикой отрасли.

3.Провести обучение педагогических кадров по направлениям:

- обучение ИКТ;

-обучение современному содержанию образования

-обучение социальным технологиям;

-обучение современным педагогическим технологиям

 

 

 

.

Через методические центры:

1.Провести обучение педагогических кадров на курсах повышения квалификации, попрограмма переподготовки кадров.

2.Провести обучение по мультимедийным и информационным  технологиям.

 Уровень  ДОУ:

1.Продолжить активное внедрение мультимедийных и дистанционных программ обучения.

2. Обеспечить  работу МО, ПТГ, творческих семинаров по важнейшим вопросам качества освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками.

3.Обобщение и трансляция передового педагогического опыта

4. Участие воспитателей в реализации модели сетевой организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

 

Развитие системы мотивации персонала.

2015-2017

1.Создать такие условия в коллективе, которые бы способствовали формированию положительной мотивации в деятельности педагога

2.Совершенствовать положение о комиссии по стимулирующим выплатам педагогам.

1.Провести подробное исследование психологического климата (показатели: характер конфликтов, степень готовности к общению, социометрическая структура, уровень развития критики и самокритики).

2.Выявить базовые компоненты справедливой оплаты труда, основанной на учете итоговой деятельности.

3.Модернизировать систему выплаты  льгот и компенсаций, стимулирующих выплат (доплат и надбавок).

4.Широко использовать нематериальные стимулы труда.

5.Систематически проводить профессиональные конкурсы («Лучшая развивающая предметно-пространственная среда», «Лучший проект», «Воспитатель года» и др.)

6.Использовать все возможности аттестации педагогов.

7. Развитие конкурсного движения педагогов на уровне муниципалитета, области, региона, Федерации

 

Развитие корпоративной культуры

2015-2017

1.Повысить уровень удовлетворенности персонала

1.Проведение мероприятий знакомства новых членов коллектива с традициями ДОУ.

2.Проведение традиционных вечеров.

3.Проведение Дней Здоровья, туристического слета.

4.Формирование положительного имиджа ДОУ в микрорайоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5. Возможные риски и минимизация их влияния на кадровую политику ДОУ

Группы рисков

Виды рисков

Отрицательное влияние

Меры по снижению риска

Финансово-экономические

Снижение объема финансирования

Уменьшение финансирования

Корректировка финансового плана ДОУ

Социально-экономические

«Текучесть» молодых специалистов, приход специалистов имеющих необходимое образование, но потерявших квалификацию по причине длительного перерыва в работе

Уход из ДОУ педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, отсутствие воспитателей необходимой квалификации и, как следствие, снижение качества образовательной деятельности ОУ

Подготовка выпускников ВУЗов и СПК дошкольной специализации

Социально-педагогические

Снижение заинтересованности членов педагогического коллектива в деятельности по реализации программы развития

Ухудшение качества выполнения предусмотренных программой развития программ, невозможность эффективного решения новых задач и достижения новых результатов образовательной деятельности ДОУ

Вовлечение членов педагогического коллектива в совместную деятельность по разработке программы развития, мотивация педагогов в рамках системы морального и материального стимулирования, создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе

Маркетинговые

Неудовлетворенность потребителей услуг (родителей воспитанников) вследствие ошибки в выборе необходимого направления деятельности ДОУ

Уменьшение спроса на предоставляемые ДОУ услуги (в т.ч. дополнительные)

Маркетинговые исследования удовлетворенности предоставляемыми услугами, исследование реального спроса, разработка новых услуг в соответствии с потребностями рынка и повышение их качества

Социальные

Увеличение доли детей с ОВЗ

Недостаточная квалификация педагогов для работы с такими детьми

Обучение педагогов по программам инклюзивной педагогики, изучение федеральных стандартов образования детей с ОВЗ, привлечение специалистов извне.

Технико-технологические

Отсутствие необходимой развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей современным требованиям и стандартам.

Недостаточная материальная база для эффективного учебно-воспитательного процесса и внедрения информационных технологий

Первоочередное финансирование развития предметной среды в ДОУ

  

 

6.     Ожидаемые результаты программы «Развитие потенциала педагогических работников в МАДОУ №21 на 2015- 2017 годы»:

1. Оптимальная организация образовательного пространства.

2. Наличие пакета нормативных правовых документов, рекомендательных материалов, авторских разработок по направлениям программы.

3. Усовершенствованная система управления качеством образования.

4. Широкая сеть внешних связей.

5.Условия для организации дополнительного, в т.ч. платного ,образования.

6. Интеграция в образовательный процесс инновационных технологий, позволяющих осуществлять всестороннее развитие личности  ребенка .

8. Переход к индивидуально-ориентированной системе образования:

личностно-ориентированная модель общения педагогов с детьми;

составление индивидуальных   образовательных  маршрутов развития каждого  дошкольника, наличие портфолио детей;

создание необходимых условий для комфортного психологического и физического пребывания ребенка в ДОУ.

9. Уровень развития детей на каждом возрастном этапе  соответствует нормативному развитию, на момент перехода к школьному обучению соответствует представлениям о выпускнике детского сада, заложенным в Концепции непрерывного образования и во ФГОС ДО, а также ФГОС  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

10. Уровень профессиональной компетентности педагогов, рост их социально-профессионального уровня  позволяет  качественно  реализовать инновационные программы.

11. Повышение персональной ответственности каждого воспитателя за результаты своего педагогического труда на основе регулярного самоанализа совместной деятельности и других мероприятий, в том числе и в системе внутреннего мониторинга.

12. Активное участие родителей в деятельности ДОУ, наличие взаимосвязи интересов и возможностей  педагогов и родителей, педагогическое, правовое просвещение родителей.

Развитие кадрового потенциала

Ед.

2015 г.

2017 г.

 

 

Укомплектованность штатов

%

100

100

Доля педагогических работников, имеющих высшее образование

%

35

60

Уровень квалификации педагогических работников (квалификационные категории)

%

Всего с квалификационными категориями -63 %;

 с высшей квалификационной категорией – 0%;

с первой – 49%.

 

с квалификационными категориями 80% от общего числа (из них не менее 12 % с высшей категорией)

Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю осуществляемой ими образовательной деятельности, переподготовку по профилю деятельности

%

68

100

Доля педагогов, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности педагогов

%

43

80

Доля педагогов, прошедших оценку качества работы и ее соответствия современным регламентам (аттестацию) по новым правилам, от общей численности педагогов

%

35

80

Доля педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности

 %

20

60

Доля   педагогов,   имеющих

публикации              в профессиональных изданиях и СМИ.

%

5

20

Укомплектованность       ДОУ педагогическими      кадрами, имеющими            высшее профессиональное образование.

%

34

40

 

  

Программа поддержки и развития потенциала педагогических работников обеспечит стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОУ. 

 

Финансирование целевой программы:

 

п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Объемы финансирования

Стоимость работ,всего (тыс.руб.)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

1

2

3

4

5

6

7

 

Мероприятия по улучшению информационно-технической, учебно-методической оснащенности УВП и повышению квалификации педагогических кадров

 

  1.  

Приобретение оргтехники

2015-2017

25,0

26,2

27,3

78,5

2.

Обучение сотрудников в соответствии с ФГОС ДО

2015-2017 г.

22,0

35,0

35.0

92,0

3.

Выписка периодической печати по дошкольному воспитанию и управлению ДОУ

2015-2017 г.

-

10,0

12,0

22,0